Тезисы выступления Скакун Н.Н.

Скакун Наталья Николаевна

учитель Христианской этики г. Днепропетровск

УВК №33 Мариинская многопрофильная гимназия –

общеобразовательное учебное заведение I ступени

Сделать урок живым!

«Мне кажется, что в наше время молодежь очень эгоистична и,

даже поняв основы христианской морали, она не примет, не признает

и не учтет их» (из школьного сочинения)

…именно так пишет 15-летняя девочка о своем поколении и дает нам, взрослым – педагогам и родителям – повод задуматься, а хорошо ли мы знаем своих  детей: тех, которых растим, воспитываем и обучаем. Даже зная, что им сказать, мы понятия не имеем, как им это сказать. Что же нужно привнести в процесс преподавания, чтобы он наполнился радостью, чистой и  искренней, удовлетворенностью от факта познания и уверенностью в своей способности воспринимать и продуцировать информацию? Наверное, такая форма преподавания, в которой мы, обучая, воспитываем и общаемся, а воспитывая, обучаем и опять-таки общаемся.

Школьный урок перестал быть только 45-минутным отрезком времени для передачи и получения информации, в этом периоде должны оживать эмоции, рождаться идеи и проявляться духовная активность человека. Но в преподавании религиозного аспекта есть и величайшая опасность: бесконечными наставлениями и назиданиями воспитать псевдоправославного человека, гипер-серьезного и супер-канонического. А ведь юная душа, хрупкая и податливая, воспринимает  мир и обогащается через чувства и эмоции. И где же она найдет их в докучливом менторстве? Давайте обратимся к опыту древних христиан: они не перегибали палку, углубившись в догматы; они учили и воспитывали детей, не уничтожая и не извращая их характер, данный Богом от рождения; они запечатлевали в детском уме живое познание Господа; они позволяли и поощряли в детях интерес к музыке, поэзии, философии, языкам. А педагог, близкий нашему времени, К.Д. Ушинский неоднократно призывал к тому, что «все школьное учение должно быть проникнуто разумным религиозным и нравственным элементом». Дети с удовольствием пойдут на урок, где царит серьезность, допускающая радость, которой хочется поделиться с окружающими, спустя какое-то времени. И о серьезных вещах можно говорить доступным языком, призывая в помощь современные средства. А на уроках Христианской этики есть много увлекательного и неординарного, актуального и очень полезного.

Главным инструментом, с помощью которого создается урок, является слово. Именно то, что и «было вначале». Дар слова и художественное чувство относятся к явлениям духовного порядка и без них никак не обойтись, если мы  уж ставим перед собой цель – воспитать духовность в молодежи. «Язык, — пишет Ушинский, — является для ребенка лучшим истолкователем окружающей его жизни. Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания». Разве это не актуально для нынешнего ребенка? Безусловно, да. И детство является самым благодатным временем, для того, чтобы учить и научить, давать и преподавать. Только это время жизни  благоприятно для роста — роста не только физического и интеллектуального, но и духовного. Неслучайно призыв «будьте, как дети» звучит в Евангелии  несколько раз. Ведь только детям присущи принципиальные позиции развития, желания знать, стремления постигать новое, неизведанное, искренность переживания (ребенок горько плачет над сломанной игрушкой – и также всей душой отдается радости, когда игрушка починена), чистоты, любви и единения с окружающим миром. Именно эти импульсы позволяют им все время находиться в состоянии естественного совершенствования, роста. Быть, как дети – значит, быть чистыми, не утратить непосредственное восприятие мира. Наш опыт – опыт взрослых людей, приобретенный с годами, не должен нас обременять или отяжелять – напротив, он должен нас обогащать и давать право делиться тем, что уже пережито. Ведь им, юным и непостигшим многого, так не хватает этого опыта: они поступают и общаются с нами только с позиций «я постигаю мир». И если мы в этот момент будем поступать с позиции цинизма – взрослого и холодного, дети рядом с нами не отогреются и не будут нам доверять. Они относятся ко всему с верой – потерять веру в человека значит для них то же, что и потерять веру в жизнь, надежду на лучшее в жизни и на любовь к жизни. Детство – это непрерывное развитие и познание, бесконечная радость открытий, соприкосновение с новым – новым человеком, новым делом, новым словом.

Детство — это также и то время, которое требует от взрослого человека разумности и неравнодушия по отношению к ребенку. Если в школьных стенах рядом с ним учителя, стремящиеся поддержать, восстановить, помочь ощутить ребенку гармонию, то постепенно проявится  благородная среда. Каждый учитель стремится создать живой порядок в рамках урока, интегрируя все те элементы, которые актуальны для данного ребенка в данный момент времени, на традициях, близких ребенку (традициях учебного заведения, в котором он обучается, традициях семьи, традициях родного края), учитель стремится воспитать через соприкосновение к прекрасному – в музыке, в живописи, в речи, в движении тела. Все эти шаги – порой робкие и несмелые, но со временем все более и более уверенные  — осуществляются учителем ради того, чтобы дать живущим рядом с ним детям ощущение порядка и красоты, радости от соприкосновения с тем, что живительно действует на душу, подарить чувство сопричастности к прекрасному, позитивному (этика — облагораживание). Иными словами, мы, учителя, создаем живое педпространство:

-           помогаем ребенку охватить смысл (действия, слов, поступков);

-           если тяжело дается учеба, поддерживаем;

-           даем возможность умственной разминке;

-           проявляем терпимость к ошибкам и промахам учеников;

-           развиваем восприимчивость к восприятию позитивного во всем окружающем;

-           организовываем мероприятия для социализации ребенка;

-           стараемся увлечь ребенка проблемой и процессом ее исследования;

-           тонко чувствуем проблемность ситуации, с которой сталкивается ребенок;

-           реализовываем совместно разработанные проекты;

-           адресуем к нужным источникам информации для продуктивного поиска;

-          наращиваем и поощряем критическое отношение учащегося к исследовательской деятельности, к поиску истины своими силами;

-           стимулируем творческое мышление;

-           тактично выясняем причину неудач, отсутствия интереса к работе,  нежелания присоединиться к ходу урока;

-           выполняем функцию координатора и партнера;

-           общаемся на понятном для ребенка языке в понятной для ребенка форме.

В этом смысле учитель может отдавать и отдает ровно столько, сколько есть в нем самом. Известно, что человек рождается дважды – физически и духовно, и у духовной колыбели ребенка зачастую стоит учитель, духовный наставник. Миссия учителя от Бога – преодолевать хаос светом своего сердца, создавать гармонию посредством благодатного слова. Учитель, действительно, без преувеличения, должен быть златоустом, владеть живым словом не только с целью информирования, убеждения, побуждения, но и возвышения души, погружения ее в свет высоких моральных качеств и духовных ценностей. И они передаются через слово…

…а как же эти слова воспринимаются и воспринимаются ли? Учитель смотрит на подопечного открытым взором, наполняет позитивом каждое слово, говорит о правильном, честном, необходимом, но слышат ли дети учителя… Понимают ли? В большинстве случаев ответ, как показывает опыт, негативный. Из-за чего же общая картина общения «взрослый-ребенок»  может быть охарактеризована как «слова сказаны, но не поняты»?

Да из-за того, что не применяются активно побудительные механизмы для слушания. Может быть, поэтому так много теперь и непослушных детей?

В работе с детьми учитывается все: активное слушание стало первой ступенью в преподавании духовно-ориентированного предмета. Ведь именно с внимательного, сосредоточенного слушания начинается  человек, владеющий словом. Это совершенно природно, естественно. До того, как маленький  ребенок произнесет слово «мама», он его услышит много раз, беззвучно повторит, шевеля губами, и только укрепившись в этом навыке, произнесет это слово, а за ним и многие другие. Так, аудио-информация подается для анализа передаваемых эмоций, наблюдения за сменой настроения по ходу сюжетной линии, элементы дискурса сопровождаются музыкой.

На уроках Христианской этики, работая с текстовым материалом, мы обращаемся к такому приему, как прогнозирование. Именно оно становится базовым элементом для формирования механизмов разумного поведения ребенка. Благодаря прогнозированию ребенок учится размышлять, не спеша, продумывать ситуацию наперед и выстраивать связи между событиями – устанавливая причину и следствие – так закладывается алгоритм осмысленного поведения. То, чего часто не хватает детям даже в решении повседневных трудностей. Во главу угла ставится ответственность за каждое действие, каждое слово (зачастую даже не произнесенное), каждую мысль… ответственность перед окружающими людьми, самим собой, перед Богом. Распущенность и вседозволенность возникли не только от избытка свободы,  а и от того, что человек стал жить «сам по себе и сам для себя » — без Бога.  Ведь так легко и беззаботно можно отдаваться порокам, если никто этого не видит. К сожалению, даже учащиеся младших классов имеют такой жизненный опыт. Каждая тема урока касается повседневных проблем, и от них через библейский опыт, иллюстрацию событий былых времен, учащиеся подводятся к самостоятельному решению задачи. Немаловажно не только озвучить проблему, не только найти ее решение, но и продемонстрировать, что в таких ситуациях, которые возникают в наши дни, побывали люди много лет назад и нашли из них позитивный выход. Опыт человечества – бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Все, чему учат в школе, порой пространно и расплывчато, очень точно и ясно сформулировано нашими предками (как например, в учениях Великого Киевского князя Владимира Мономаха):

-           веди себя с другими так, как ты хотел бы, чтобы с тобой вели себя      они;

-           укрепляй тело и душу, просветляй ум;

-           трудись так, чтобы после тебя ничего не переделывали;

-           будь завтра лучше, чем ты есть сегодня и был вчера;

-           не позволяй сильным унижать слабых;

-           не оставляй без своей заботы больных, не забывай о бедных;

-           уважай пожилых людей, как своих родителей, люби юных, как братьев;

-           не имей гордыни ни в уме, ни в сердце;

-           узнав о хорошем, помни его, а чего не знаешь, тому учись;

-           живи для родины и люби человечество.

Краткость и ясность изложения – еще один элемент, который воспринимается современным юным поколением и который мы всецело можем брать на вооружение. Если внимательно вслушаться и всмотреться в то, к чему тяготеет молодежь, то окажется, что это «немелодичные музыкальные произведения с четким ритмом и рифмой». Что ж, если стиль рэп  так вдохновляет тинейджеров, то стоит обратиться к поэзии и донести высокие духовные истины в стихах. Своей гармонией звуков, ритмов, ярких образов,  кратких и емких смыслов они касаются таких  струн  души, до которых в повседневном многословии и не добраться.

ДУША

Берегите жизнь! Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать.

Но я встретить не могла ни разу.

Осторожно! Берегите душу!

Мир стремится к улучшенью быта.

Лучше есть, иметь красивый вид,

А душа заброшена, забыта,

Голодает, плачет и болит.

О душе заботятся нечасто,

Хоть кричат о высшей красоте.

А душе хотелось бы участья,

Ведь душа стремится к высоте.

Топчут душу, распинают душу,

Убивают в ней ростки добра.

И сегодня не жалея рушат то,

То, что строили с трудом вчера.

Где-то там, внутри у человека,

Есть душа. Хорошая душа.

Ей средь шума атомного века

Все трудней становится дышать.

И она изранена, избита

В мире зла, где ложь и суета,

Человеком занятым забыта,

Ищет друга, доброго Христа.

Берегите жизнь! Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать,

Но на сколько легче стало сразу,

Если б люди вспомнили про душу.

Работа с поэтическими текстами дает потрясающие результаты: учащиеся не только принимают, понимают, анализируют, интерпретируют, инсценируют и проживают прочитанное, но и рождают свои строки – в продолжение прочитанного, отталкиваясь от личного опыта. Наверное, это самый желанный момент любого урока, а не только духовно-ориентированного, когда «от избытка сердца глаголют уста их». Ведь речь, манера выражать свои мысли свидетельствуют о внутренней сущности человека. Человека как Божьего создания, сотворенного по слову Божьему. Учащиеся не перестают восхищаться лингвистическим открытием с мощнейшим духовным контекстом, исследуя само слово «человек», обращаясь к работе А.С.Шишкова «Славянорусский корнеслов»:  человек – чловек – цловек – словек – слово! Человек  = слово! Чьим же словом стал человек? Урок не дает готовых ответов, а побуждает детей к активному поиску, пробудив интерес и любопытство, оживив природное качество ребенка тянуться к новым знаниям. Какой же ответ нашли учащиеся?   Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога! На какую неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1-3).Этим определением венца творения подчеркивается главный атрибут человека – творения мыслящего, словесного, созданного по образу Божьему. В этом смысле и образование представляется не столько суммой передаваемых и получаемых знаний в определенных инстанциях по определенным методикам, а процессом взращивания и восстановления в человеке образа Божия. Стремление воспитать достойного гражданина своей страны – прекрасно, но речь ведь идет не только о патриотизме… И снова – открытие: изначально слово «гражданин» обозначало высшую похвалу и пожелание православному человеку стать по завершении земного бытия насельником Небесного Града Иерусалима. Доминантой в преподавании Христианской этики является умение по-новому взглянуть на знакомое и привычное, неизменно открывая глубокий духовный смысл и содержательность. А это крайне необходимо – ведь формируется не потребительская особь, духовно ориентированная личность. Воспитывая личность, православные педагоги не ищут новых критериев и для определения сущности «личности», понимая, в первую очередь, что личность – это уподобление Тому, Кто есть носитель Лика. Именно поэтому православные педагоги обходят стороной таких «номинантов», как Сталин, Наполеон, Чингисхан на звание личности, потому что:

«Личность – это Тот, Кто с необозримой высоты Голгофского Креста, истекая кровью, зверски избитый и оплеванный, оклеветанный и осмеянный, распятый, одного взмаха ресниц Которого было бы достаточно, чтобы смести эту толпу, все это воинство, весь этот мир неблагодарный, погрязший в пороке и мерзостях, просит Отца Небесного: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!»

Духовный ориентир останется для ребенка невнятным и блеклым, если он не будет связан с личностью. Христианская этика в этом смысле – самый благодатный предмет, потому что разворачивая современного учащегося на личность Христа, мы отворачиваем его от того мира, который переполнен яркими негативными образами. Ничто не перекрывает на сегодняшний день негативный аудио-визуальный поток: нет цензуры извне – можно только воспитать внутреннего цензора в ребенке, который заставит его отвернуться от растлевающих образов. Если и этого нет, то мы погружаем ребенка в ситуацию выбора, но не между «хорошо» и «плохо», а между «плохо» и «еще хуже». Без духовной иммунизации вирусы растления и им подобные разрушат самого ребенка и сделают несчастными тех, кто в ответе за него. Владимир Короленко писал в начале ХХ века: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним – и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к своей природе, к своему родному народу, к своей соломенной деревне, к своей стране…»  И сегодняшняя картина – им, подрастающим по большей степени, непонятны наши патриотизм, чувство ответственности, гражданский долг и даже веление совести… их больше, чем тех, кому привиты или прививаются эти качества. Бездуховное образование – это будущие врачи, торгующие человеческими жизнями, это будущие учителя, взращивающие бездушных потребителей материальных благ, это ученые, разрабатывающие новые технологии для разрушения, а не созидания, это семьи, в которых есть родитель №1 и родитель №2… это катастрофа человечества. Уже давно и для многих стало очевидным – прогресс невозможен без утверждения духовности. Благодаря Православной Церкви духовность проникает во все сферы общественной жизни. Главная задача, которая решается на сегодняшний день благодаря взаимодействию Церкви и светского образования, — сделать так, чтобы каждый, независимо от социального статуса, руководствуясь, в первую очередь, совестью, мог реализовывать свой потенциал и достойно жить. Школа, в связи с этим, перестает быть только пунктом образования как учебного процесса, а превращается в некое гармонизирующее средоточие, в котором   учащийся полноценно живет, проектирует свое будущее, свой путь, учитывая собственные возможности, ставя перед собой задачи по самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Unique visitors to post: 8

Комментарии закрыты.