Заметки для православных родителей. Отрочество. Юность. Путь к Богу.

 Рогова Олена Георгіївна,

старший викладач кафедри філософії освіти Дніпропетровського обласного інституту післядипломної педагогічної освіти

«Чтобы не плакать нам от чад своих»

            Воспитание не ограничивается возрастом. Труд родителей воспитателей прекращается только со смертью.

            Счастливая или несчастная жизнь человека, добрый или нет, образ его жизни существенно зависит от того, какие семена были посеяны в душу в период ее формирования.

            В отрочестве и юности более успешным является воспитание примером. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас ваши дети, за все ссоры, ругательства. Пустословие, драки, которые происходят у них на глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей Ваших?»

            Необходимо помнить, что несдержанность, необузданность, раздражительность родителей повреждает светлый нравственный мир ребенка. Умение сохранять мир и покой души – это великая, благодатная тайна воспитания.

            Воспитание в старшем детском возрасте подобно резьбе на камне, твердой и прочной, перед которой бессильно разрушающее влияние времени.

Краткая характеристика возрастных изменений в мире подростка.

            По одной из периодизаций отрочество включает в себя возраст от 8 до 13 лет. Изменяется социальная позиция ребенка. Изменяется отношение к учебе, оно объясняется снижением интереса к ряду предметов, ощущением утомленности, перегрузкой, увеличением трудностей.

            Изменяются и отношения и представления детей о себе. Явно преобладают отрицательные черты в самооценке. Отрочество дает резкий поворот к внутреннему миру, появляется интерес к своей персоне. Подросток часто занят своими мыслями, переживаниями, погружается в свои мечты, изменяется вся система отношений, мир наполняется новым смыслом, наступает новый кризис в развитии.

            Кризис тринадцати лет – это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости и быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов, появляется негативная установка по отношению к окружающим: нарочитое неуважение, небрежность, заносчивость, враждебность, нарушение дисциплины. Становится иным круг интересов (например, чтения), подростки живут в мире мечты, убегают в них в неизведанные края, идет поиск разгадок своих переживаний. Ложь очень часто становится защитным средством. Особенно сложна в это время психология лукавства, за гранью которой может начаться сфера «преступного».

            Психологическим новообразованием этого периода (по Выгодскому) является переход к высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях, что приводит к пониманию действительности, происходит переход от сознания к самосознанию.

Отрочество – это подлинное психическое половодье. С активизацией половой гормональной деятельности у подростков наступает настроение духовного бродяжничества. Душа подростка бывает так замутнена, что в ней ничего не видно. Подросток сам не видит неба, оно закрыто от него, поэтому возможны духовные падения, искривления. К подростку нужно идти навстречу, призвать его к свету.

Каприз души ребенка должен быть учтен, очень важно добраться до самой души, необходимо развитие индивидуальных отношений, которые в классной обстановке не развить. Желательно разбиение учеников на группы, возможно кружки, или группки по интересам. Такое дробление дает возможность сближения с учениками. Педагогу надо постараться рассмотреть подростка (его самостоятельно развивающееся лицо, увидеть его жизненный опыт, внутренний взгляд, оригинальный, непохожий ни на один другой). В воспитании подростка очень важно знать к каким формам общения привык подросток вне класса, в семье, знать его потребности, интересы, увлечения, постараться раскрыть его возможности.

Дело это чрезвычайно многотрудное и многосложное. Существовал период в истории Средневековья, когда педагоги, словно монашествующие, не имели права на создание семьи, а всю свою жизнь должны были посвятить своим воспитанникам. Очень тяжело при современной занятости педагогов исполнять максимально поставленные задачи.

Нельзя требовать от подростка безусловного подчинения взрослым и признания абсолютной правоты взрослых во всем, это подавляет способность подростка к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, препятствует выработке собственной позиции. При упрямстве следует оказывать ребенку естественное аргументированное сопротивление.

Нельзя захваливать подростка. Не следует противопоставлять одного ученика другому, а противопоставлять реальные достижения ученика его же возможностям. Учитель должен стремиться предоставлять подростку внутреннюю свободу, право выбора, взвешивать то и другое, а взвесив решать, видеть свои ошибки, прислушиваться к совету взрослого.

Особая осторожность требуется в общении с подростками, которые переживают какие-то конфликты, оказываются в сложной ситуации. Надо помочь найти выход. Очень важна в этом возрасте правда отношений с подростком. Исследования показали, что мир дворовый, мир подростковый опирается на законы справедливости и четкие требования ответственности за свои поступки.

При формировании личности подростка следует использовать все основные принципы психолого-педагогического воздействия: систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей, стимуляция основных положительных качеств личности. Всякая преподаваемая наука должна быть пропитана христианскими началами, чтобы подросток осознавал, что на нем лежит ответственность перед лицом Бога, жить и действовать по Его заповедям.

Юность – пора творческой самоотдачи.

Юность включает в себя период жизни с 14 до 18 лет. Вся психология юности определяется тем, что это есть заключительный аккорд детства, последняя фаза. Это пора полного расцвета всех сил, происходит становление самосознания, мышление приобретает рефлективный характер, происходит расширение жизненного пространства, осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения, активно может развиваться процесс самовоспитания, усиливается потребность в  интимной дружбе.

Мир влечет к себе юность, а она благоухает духовной свободой: мечты становятся идеалами, высшими задачами активности.  Живя в мире идеалистических представлений, юность не уходит от реальности, наоборот, стремится ее переделать, преобразовать.  Чертами юности всегда были нерасчетливость и бескорыстие, так ли это сегодня? Не теряет ли юность свои главные черты?

Юность очень сильно влияет на дальнейшую жизнь человека. Из нее выходят два порядка людей6 одни сияют добротой и благородством, другие омрачены нечестием и развратом. Средняя часть склоняется то к добру, то ко злу. Опасностями юношеского возраста являются:

  1. обилие развлечений, беспорядочное, легкое чтение, мечтательность, виртуальный мир компьютера;
  2. склонность к общению (с кем общение и ради чего оно?);
  3.  влечение к другому полу (если при первых соблазнах юность сбивается с прямого пути, то здесь она может потерять себя вовсе;
  4.  повышенная критичность, юность на все налагает тень сомнения;
  5. жизнь по впечатлением чувств (чувства не всегда  правильный советчик)

Воспитательные задачи в этот период заключаются в следующем:

  1.  необходимо, чтобы перед юностью были открыты возможности разностороннего выражения его энергии, чтобы были открыты пути для приложения его сил и условия для его духовного самоуправления;
  2.  создание светлой духовной среды, главным образом, личным примером: вместе избегать соблазнов мира, безнравственной литературной, аудио и видео продукции, быть избирательными в общении с другими, особенно с людьми неправославного мировоззрения и нехристианского поведения;
  3. ограничение развлечений, приучение к тихой жизни, при которой развивается сосредоточенность, внимание к своему внутреннему миру и появляется вкус к духовным переживаниям, к тихим радостям, к жизни в Боге;
  4. внедрение в сознание понятия греха, т.к. без этого невозможно на жизненном пути сохранить душевную и телесную чистоту;
  5. уважение личности юноши или девушки, к любым мировоззренческим отклонениям относиться уважительно, любовно терпеливо, спокойно высказывать свою принципиальную позицию, проводить религиозные собеседования, воспитывать нравственное чувство;
  6. совершение паломнических поездок, посещение мест, освященных благодатью.

В юности происходит критическое осмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность, независимость личности, наступает период  «бури и натиска», появляется отрицательное отношение к государственным и общественным институтам, появляются сомнения в вере: дети из неверующих семей могут в качестве протеста прийти к вере, а дети из верующих семей, наоборот, уйти из Церкви (возникает резкий интерес к религиозным аспектам жизни). Опасность может представлять и неумеренная религиозность, она может привести либо к быстрому охлаждению, либо к психическим расстройствам. Чтобы уберечь от последнего, желательно иметь духовника и строго следовать его советам.

Воспитанию религиозного чувства в юности способствует круг сверстников, а его можно найти в Воскресных школах, к сожалению, православные детские и молодежные организации сегодня редкость.

Родители должны знать: об интересах детей (книги, музыка, телепередачи, история, искусства, стиль общения). Всем детским знаниям должна даваться религиозная оценка дома. Потому что школа сегодня не дает философской, мировоззренческой концепции. В светском образовании нет той стройности мировоззрения, которую дает христианство, поэтому «домашние, христианские» аргументы всегда будут побеждающими, если они будут вообще.

Важно именно дома прививать детям чувство истории, любовь к классической музыке и живописи, литературе, поэзии. Все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и помогает активно накапливать себе духовный капитал добрых привычек.

Правилом должно стать участие в богослужении и Таинствах Церкви, общение со священником.

В заключение хотелось бы привести слова свт. Иоанна Златоуста: Нет никакого высшего искусства, как искусства воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, глядя на который, радуются Бог и люди.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Unique visitors to post: 5

Комментарии закрыты.