Слово в Крестопоклонную неделю Великого поста

Знамение Сына Человеческого

Величайшая святыня христиан Древо Креста Господня, самый тот деревянный Крест, на котором был распят Спаситель, первоначально не был сохранен, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня была укрыта. Известно было, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя.

Взятие и разрушение Иерусалима в 70-м году Титом, впоследствии римским императором, в значительной степени изменили многие места города. Кроме того, древний историк Евсевий (1У в.) повествует, что язычники принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места. Особенно старался это сделать нечестивый римский император Адриан (117-138). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать Гроб Господень землей и множеством камня, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине Венере, а над Гробом Господним поставил идола Юпитера

       Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет, так и Крест имеет сияющее Солнце правды.      Иоанн Златоуст

В 326 году благочестивая мать римского императора Константина, который по своей деятельности являлся христианским государем, царица Елена отправилась в Иерусалим по поручению своего сына, имея пламенное желание по внушению Божию найти Крест, на котором был распят Иисус Христос. По указанию одного престарелого иудея под руинами снесенного капища Венеры обнаружили три креста, четыре гвоздя и дощечку с надписью, сделанную по приказанию Пилата. Чтобы определить, на котором из трех крестов был распят Христос, каждый из крестов последовательно возлагали на умершего человека. Когда на него возложили Крест Господень, покойник ожил. Чудо воскресения умершего и исцеления силой Креста тяжело больной женщины показало, что найден Животворящий  Крест Господень. В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все, бывшие с нею, воздали поклонение и целование Креста. А так как вследствие множества народа не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то Иерусалимский патриарх Макарий с другими священнослужителями высоко поднимал – ВОЗДВИГАЛ – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Это событие, обретение Честного Креста Господня, и чудеса, с ним связанные, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Один из них, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе со многими уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он стал патриархом иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.

Празднование Воздвижения Креста было установлено Собором епископов и распространилось во всем христианском мире. Крестное Древо представляло из себя столь великую святыню, что христиане не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что уже в четвертом веке маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. Часть обретенного Древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской церкви.

В седьмом веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединено другое воспоминание о возвращении Креста Господня из персидского плена. В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и увез Крест Господень в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. В 628 году, при заключении мира с Византией, Животворящий Крест Господень был возвращен. Император Ираклий встретил Крест Господень с патриархом Зосимой и множеством священнослужителей и молящихся. В простой одежде, босой, он внес Крест в тот же храм, откуда он был похищен персидским царем.

Сегодня дальнейшая судьба Честного Древа Креста Господня в точности неизвестна. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу Святого Древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях.

Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!

С глубоким трепетом  христиане поклоняются Великим постом в Крестопоклонную неделю перед Крестом Господним. И вместе с эти  празднуется победа Божия над грехом, над злом, над всем, что разделяет человека и Бога.

Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой. Но это больше, чем просто смерть человека, это явление высочайшей любви к роду человеческому, любви до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: «Никто не отнимает у Меня жизни. Я ее Сам отдаю…». Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, свободной воли Спасителя, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить вечной жизнью, жить с Богом. Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что каждый из нас в отдельности и все мы вместе потеряли Бога через грехи, забывчивость, себялюбие – каждый из нас. Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им любим, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.

  И этому всему знаком является Крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни, не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, ради другого, ради других, ради Бога.

  И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию. Осознаем, что Христос умер за нас. Ответим любовью на любовь, не пройдем мимо Крестной Божественной Любви – мало поклониться Древу, надо не остаться чуждыми тому, ради чего принесена эта Жертва.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Unique visitors to post: 6

Комментарии закрыты.