В чем смысл поста?

На пути духовного восхождения к Богу существенную помощь христианину оказывает подвиг поста. Своей целью он имеет религиозно-нравственное оздоровление души человека и, по учению Православной Церкви, является весьма ценным лекарством от духовных недугов. Сам Христос Спаситель, приготовляя Себя к великому служению человеческому роду, начал совершать Свой подвиг именно с поста. Поэтому и все те, которые желают идти по Его стопам, непременно должны полагать пост в основание своего спасительного делания. Пост необходим для человека как средство преобразования «ветхого» человека, сдерживания действия страстей и удаления из себя греховного жала, которое постоянно  препятствует нормальной жизни духа в человеке. Пост очищает душу и тело, делает христианина способным к приятию Бога в свое сердце, потому что только «чистыи сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Кроме того он является сильным оружием против лукавых духов, которые по словам Самого Господа, «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21).

Пост прививает навык воздержания, обуздывая телесные потребности, способствует духовному совершенствованию. Он несет в себе принцип самоконтроля – важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому, который каждый избирает для себя, есть акт добровольного приятия руководства Церкви…

В Церкви к числу многодневных постов принадлежат посты: Апостольский, Богородичный, Рождественский и Великий. Сейчас идут дни Великого поста. Этот пост предшествует празднику Пасхи и начинается за семь недель до нее. Длительность его шесть недель, седьмой является Страстная неделя, которая следует сразу после окончания Великого поста. Следует заметить, что Великий пост является самым первым, установленным Церковью, многодневнеым постом .

Пост, прежде всего, относится к пище, и это вполне естественно, ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для духа. Впрочем, нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорил святой Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Ты постишься ? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда ты воздерживаешься от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».

Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровья (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, что больных (в том числе и беременных женщин), которым пост противопоказан, Церковь освобождает от него. Не обязателен он и для «в пути сущих».

К телесной аскезе помимо поста относится общая дисциплина быта, забота об уравновешенном образе жизни  (не злоупотреблять возбуждающими и тонизирующими средствами). Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост – это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (Митрополит Антоний Сурожский. Первая беседа о молитве).

Пост весьма успешно помогает христианину в деле угождения Богу и спасения души. Великая польза от него несомненна. Он делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным ясно судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений заповедей, управляет его поведением. Сердце его становится вместилищем святых чувств и чистых желаний, становится «доброй сокровищницей», из которой по слову Господню, человек износит все доброе (Лк. 6, 45). Посредством поста воля укрепляется в добре, делается твердой и устремляет человека к делам богоугодным. Таким образом, истинный пост, к которому призывает Церковь всех, идущих по пути ко спасению, помогает духу господствовать над телом и тем самым делает христианина все более духовным, совершенным, так что он действительно становится «храмом Божиим», в котором живет Дух Святой (1 Кор. 3, 16). 

Святые отцы о посте

  1. Заповедь о посте имеет такую же древность, как и сам мир. Первоначальная заповедь, данная Богом человеку, была заповедь о посте (Быт. 2, 17).
  2. Поскольку мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай.  (Св. Василий Великий).
  3. Пост тела есть пища для души (Св. Иоанн Златоуст).
  4. Сколько отнимешь у тела, столько предашь силы душе. (Св. Василий Великий).
  5. Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище (Авва Пимен).
  6. Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение. (св. Иоанн Лествичник).
  7. Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются  дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить (Св. Василий Великий).
  8. Сестра и подруга поста – молитва (Св. Нил Синайский).
  9. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра (Св. Иоанн Златоуст).
  10. Пост – это якорь спасения. За него нужно всячески держаться. Плоть наша постоянно придумывает послабления и предлоги к отказу от воздержания. Ее слушать не надобно. Не отказывайся от поста под предлогом болезни, ибо и не постящиеся часто подвергаются таким же болезням… Когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем крест вместо паруса и будем безопасно совершать наше плавание. (Св. Синклитикия Александрийская).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Unique visitors to post: 0

Комментарии закрыты.